Новости

6 шагов при разработке: от эйфории до реального продукта на полке

2023-02-06 16:00 Блог компании
Привет. Меня зовут Елена. В компании я занимаю позицию руководителя коммерческого отдела: мы те самые ребята, которые разрабатывают новые продукты и выводят их на полки в магазины. Очень много пишут о разработке IT продуктов и почти ничего о разработке в пищевой индустрии, хотя разработка продуктов питания не менее увлекательное дело. Данной статьей мне хочется восполнить эту несправедливость, поделиться нашим подходом к разработке и рассказать, какой путь проходит продукт прежде, чем появиться в продаже.

В нашей компании за разработку новинок отвечает продуктовый отдел, состоящий из Product менеджера, Project менеджера и маркетолога. Это те самые ребята, которые выполняют большую часть работы при создании продуктов. Для нас product менеджер - это хранитель продукта. Он самый главный в процессе разработки человек. Его ключевые задачи:

- анализ и подтверждение гипотез

- анализ рынка

- анализ конкурентов

- составление тех задания на продукт

- управление запуском

- анализ недостатков продукта и инициирование его доработки

Project менеджер - это помощь в координации работы над проектом, управление временем, сроками и бюджетом разработки продукта.

Создание нового продукта - это многоступенчатый процесс от возникновения идеи, проработки концепции до создания первой жизнеспособной версии (MVP) и вывода на рынок. И хотя продукты каждый раз уникальны, процесс идет по определенным заранее этапам.
Возникновение идеи - этап эйфории

Все начинается с гипотезы. Каждая идея перед тем как быть взятой в работу проходит фильтрацию - обсуждение в кросс функциональной команде. Основные вопросы, по которым мы прогоняем гипотезу: - Как новый продукт соотносится с текущим ассортиментом, нет ли конкуренции с другими продуктами? - Новый продукт возможно производить на имеющемся у компании оборудовании? - Отдел продаж сможет продавать данный продукт через текущую клиентскую базу? - Какие у будут преимущества у нового продукта? Менеджеры по продажам смогут доносить их до покупателей?

Глубинное исследование - падение “розовых очков”

После того, как гипотеза прошла этап фильтрации начинается ее глубинный анализ. На этой стадии проводится исследование рынка: изучаются выводы из отчетов аналитики, проводится мониторинг полок магазинов, определяются конкуренты и емкость рынка. По итогу исследования гипотезы формируется видение продукта: его формат, упаковка, место на полке и каналы продаж. Завершается исследование созданием бизнес-модели продукта. На данном этапе формируется кросс функциональная проектная команда.
Бизнес- модель продукта

При составлении бизнес-модели нам необходимо рассчитать рентабельность продукта. Мы прогнозируем: - выручку на новый продукт, исходя из емкости рынка, текущих каналов продаж и текущей производительности производства; - переменные затраты на производство продукции. В случае необходимости покупки нового оборудования рассчитывается срок его окупаемости.

Составление технического задания и разработка

Если идея продукта прошла глубинный анализ и было принято решение о дальнейшей его разработке, то формируется тех. задание для технолога на разработку. Тех. задание - это детальное описание будущего продукта: наименование, вес, условия и срок хранения и другие тех характеристики. Разработка технико-технологической карты проходит на производстве по отдельному чек-листу. Параллельно запускается тех.задание на разработку и дизайн упаковки.

Подготовка документации

После утверждения mvp (минимально жизнеспособной версии продукта) происходит декларирование, ТТК вносится в программу учета, составляется спецификация, где описываются все характеристики на продукт.

Предпродажная подготовка

Отдел маркетинга начинает упаковку продукт для отдела продаж на этапе подготовки документации: готовится вводная информация для менеджеров, презенторы, дегустационные образцы, шаблоны писем.

Заканчивается разработка продукта и начинается период анализа, получения обратной связи и доработки продукта. Разработка нового продукта весьма сложный и ресурсозатратный процесс. Поэтому до того, как все побежали делать сам продукт, нужно обязательно уделить время на проведение глубинного исследования и расчету экономики. Мы постоянно находимся в усовершенствовании процесса разработки: добавляем этапы, выводим устаревшие процессы, меняем инструменты командной работы - все это для того, чтобы создавать продукты, которые мы любим и которыми можем гордиться!
* Один из разработанных нами продуктов - линейка замороженных полуфабрикатов «MENI».

Автор: Елена Буткова, руководитель коммерческого отдела

#продукт #разработка #маркетинг #productmanagement